Давайте задумаемся о современной системе школьного образования. Для многих это уже стало больным вопросом – не случайно всё больше родителей переводит детей на семейную форму обучения. Согласитесь, если бы школы были так идеальны, а учителя – талантливы, самоотверженны и терпеливы к ученикам – никто бы не стал отказываться от качественных (и, тем более, бесплатных) уроков для своих детей. Но, к сожалению, реальность слишком далека от обещаний и заявлений.
В первую очередь, стоит остановиться на том, что мы живём в XXI веке, но программы до сих пор опираются на учебники, созданные более ста лет назад. И это «отставание в развитии» касается не только групповой формы обучения в классах по книгам и доске, но и самих предметов, поскольку в таких науках как география или биология, например, уже произошло множество новых открытий, заставивших людей иначе смотреть на прежние теории. Ведь в 19 веке даже Австралия не считалась континентом!
Печально видеть, как ребят учат определять растения по не очень качественным изображениям листьев и цветов в учебнике, а процесс фотосинтеза или деления клеток показывают по неубедительным и непонятным схемам на доске – это в то время, когда можно увидеть весь процесс развития и видоизменения в ярком, динамичном движении в специально разработанных программах на компьютере.
Первоклассники изучают животных родных лесов по картинке, когда абсолютно каждому доступны прекрасные фильмы National Geographic, где камеры ночного видения показывают на близком расстоянии даже то, как крокодилы или морские черепахи откладывают яйца.
Попытки сделать школьную программу более современной иногда и вовсе доходят до абсурда: в одном из учебников «Школы России» по окружающему миру есть тема, где дети изучают по картинке названия комнатной мебели и примитивных частей компьютера: системный блок, клавиатура, мышка… Это в эпоху, когда у половины детей в полтора года уже есть собственный планшет и которые к 1 классу объехали несколько стран в Южном Полушарии!
На уроках литературы школьники зубрят стихотворения 18 века с устаревшими архаизмами и неизвестными им словами, изучают набившие оскомину сказки Пушкина, которые, кстати, даже и не он написал, — полные жестокостей про каких-то крестьян, нищету, оброк, попов и злых родственников, готовых на убийство!
Это внушают детским, неиспорченным душам, которые за 11 лет школьной жизни так и не узнали ни одного современного российского талантливого поэта или писателя, которые знают, что рифмы Пушкина из разряда «розы-морозы» и «мгновенье-виденье» в нынешнее время считаются совершенно некачественными.
Что говорить о мировой классике – если родители детей не читают книг, они так никогда и не узнают Брэдбери или Ремарка. Даже учителя, влюблённые в своё дело, разводят руками: «У нас по программе не принято, запрещено, не успеваем, надо к ЕГЭ готовиться, зазубривать тесты — какого цвета было платье Наташи Ростовой на первом балу и как звали собачку графини».
Уроки истории с заучиванием непонятых детьми дат и раскрашиванием контурных карт неизвестной местности, с параграфами и скучными опросами незаинтересованного ученика, перегруженного массовой зубрёжкой, – в то время как лучшие университеты мира в свободном доступе публикуют интересные лекции и увлекательнейшие исследования известных профессоров.
Ютуб пестрит виртуально воссозданными тактиками исторических сражений, техническими разработками и космическими полётами, всемирно известные картинные галереи и музеи открыты каждому в виде интерактивных экскурсий, а Ла Скала, Мариинка и Ковент-Гарден публикуют лучшие спектакли в свободном доступе.
Для ведения научных опытов, изучения языков и даже звёздного неба существует огромное множество специально разработанных программ, направленных на эффективный результат – например, Duolingo и Star Walks-2.
Как много наших пап и мам знают хотя бы на среднем уровне английский? А современные дети могут изучать даже исчезающие языки, такие как навахо, латынь или старославянский – и всё благодаря компьютерным программам.
Начинающие астрономы с лёгкостью найдут на экране спутник, созвездие, туманность или любой метеорит, приблизив его, детально рассмотрев и прочитав интересующую информацию. Юные натуралисты, при помощи одного лишь наведения телефона на цветок или дерево, могут распознать за 5 секунд неизвестное растение и прочитать о нём всё, что известно современной науке.
А словари и энциклопедии?
Разве нужно для подготовки школьного доклада просиживать несколько дней в библиотеке? Всё это доступно благодаря усилиям и энтузиазму программистов-разработчиков, профессия которых, несомненно, является одной из самых востребованных профессий будущего.
Творческие ребята – художники, музыканты, дизайнеры, фотографы – также знакомятся с программами графического дизайна, 3D-моделирования и фоторетуши, не говоря о музыкальных программах, где можно самостоятельно сочинять и синтезировать музыку, и даже исправлять интонацию неточно исполненных нот в режиме реального времени – именно этим и занимаются звукорежиссёры на живых концертах популярных певцов.
К сожалению, свою лепту в качество школьного образования внесло также массовое жилищное строительство – сейчас это бизнес. Новостройки растут как грибы, но, к сожалению, далеко не всегда в такой же прогрессии строятся районные школы. Уже никого не смущают школьные классы, сформированные по 40 человек. Безусловно, это приводит к снижаемости дисциплины: доказано, что влияние авторитета и энергетики учителя физически может охватывать внимание учеников на расстоянии только до третьей парты. Все остальные будут тихо беседовать, сидеть в телефонах, обмениваться записочками, но только не слушать учителя. На них просто не распространяются эти энергетические, эмоциональные и акустические волны педагога. Как следствие, учителя перенапряжены нагрузкой, превышенной в несколько раз.
Постоянное форсирование голосовых связок, чтобы урок был слышен на последних партах в вечном «жужжании» и гуле класса.
А теперь ещё стоит добавить, что в регионах зарплаты школьных преподавателей начинаются от 11,5 тыс.
Многие критикуют работу учителей, но — вы бы сами согласились тратить столько нервов и здоровья ради такой оплаты труда? А внешкольная нагрузка, классные часы, проверка тетрадей, подготовка уроков, методическая работа, различные отчетности и документационная работа по ведению планов? У них нет ни возможности, ни желания, ни здоровья искать индивидуальный подход к каждому из 40 учеников за 40 минут урока, когда нужно и новый материал объяснить, и всех опросить, и дать самостоятельную работу, и устроить увлекательную разминку или интеллектуальную эстафету, чтобы разрядить напряжённую обстановку.
Давайте посмотрим, что в это время происходит во всём мире.
В Японии учителям даже пожилые люди уступают в метро место (преподаватели носят специальные значки) – настолько это уважаемая профессия.
В начальных школах Германии детей перестали обучать письму и навыкам каллиграфии, полностью перейдя на компьютерный набор текста.
В Турции государственные учреждения считаются более престижными для трудоустройства педагогов, там более высокая заработная плата, чем в частных школах, выше конкурс на вакантную должность, ценнее стаж.
У нас в стране система образования такова, что в педагогические институты идут, как правило, троечники, которые не смогли поступить в профильные филологические, технические и т. п. университеты. Например, отчисленных из музыкального училища (а это, кстати, среднее профессиональное, образование) студентов-двоечников с радостью принимают без конкурса сразу на 3 курс педагогического института (это уже высшее, но не музыкальное, а педагогическое).
В детские сады в регионах вообще не требуется никакой подготовки, воспитателем может стать любая мама в декрете, которая учит детей говорить «ложи», а не «клади», а учителем младших классов там можно стать после двух лет курсов.
Ситуация обусловлена тем, что учителей катастрофически не хватает. В нашей стране быть «училкой» — не престижно. Кто-то посчитает, что ты ничего не смог добиться, раз пошёл работать в школу, а не открыл свой бизнес или не стал топ-менеджером в крупной компании. Это очень губительно для образования в целом, потому что дети не видят перед собой положительных примеров, увлечённых энтузиастов, успешных людей-педагогов. Они понимают, что это «не модно», что быть умным – не оплачивается, проще страницу с фотками в купальнике в «Инстаграм» раскрутить и зарабатывать на рекламе, зачем стремиться быть такими, как эти скучные дамы у доски в стареньких шерстяных костюмах?
Помимо этого, в современных школах существует принцип нераздельного образования – то есть, детки с особыми потребностями, гиперактивные, инвалиды с различными психическими, физическими и умственными расстройствами, будущие гении и безнадёжные «второгодники» вынуждены идти по одной и той же программе.
Вследствие этого, отличники половину свободного времени тратят на ожидание того, когда остальные поймут тему (хотя в это время они могли бы освоить массу дополнительной информации), а ребят с отклонениями в развитии, которым нужен индивидуальный подход, тянут и насильно заставляют соответствовать каким-то, неизвестно кем назначенным, нормам. От этого страдает, в первую очередь, не только здоровье, но и психика, поэтому уже не редкость встретить ребёнка с неврозами уже во втором классе.
Добивают ситуацию навязанные родителями дополнительные занятия: один ребёнок мечтает создавать 3D-анимационные мультики, но родители заставляют ходить в секцию художественной гимнастики, другой любит играть в шахматы, но мама всегда мечтала отдать его на скрипку, кто-то с увлечением лепит игрушки из полимерной глины по мастер-классам на Ютубе, но его заставляют зубрить столицы мира, в которых он никогда не побывает (а если побывает, то и запомнит – благодаря интересным воспоминаниям, полученной информации и ассоциациям).
Неудивительно, что от такого количества всестороннего давления отовсюду, ребёнок включает защитный механизм – агрессию, неуважительное отношение к старшим, которые только требуют, забывая о том, что учёба – это высшее богатство, счастье, награда, доступная не каждому, а лишь тому, кто жаждет знаний и хочет чего-то добиться.
Опять же, в результате навязанной учёбы страна наполнена специалистами с дипломами «из-под палки», но без знаний и без желания работать по специальности.
Почему ты выбрал своей профессией медицину? Папа так захотел? Мама заставила и денег дала на оплату сессий? Потому что нужна была галочка о высшем, а ты мечтал всю жизнь стать водителем трамвая? И этот «специалист» потом осуждается на форумах как бестолковый врач, хотя он мог бы стать лучшим в мире сантехником, лифтёром, швейным мастером, поэтом, строителем или резчиком по дереву, а может быть, пилотом или машинистом метро!
Давайте будем внимательнее прислушиваться к врождённым талантам и особенностям наших детей, обращая внимание на их внутренний склад и характер, на то, к какой работе у них лежит или не лежит душа, чем им интересно заниматься (конечно, речь не идёт о безвольном просмотре ТВ целыми сутками), а что даётся с трудом.
Сколько таких мам, которые твердят: «Я – математик, я окончила МГТУ им. Баумана, мой сын не может не понимать математику, он же МОЙ сын!». А может быть, он прирождённый художник или оперный певец?
Родительское сердце – самое чуткое. Кому, как ни Вам, стать отправной точкой успеха и счастливой судьбы Вашего ребёнка?
Давайте сегодня менять своё мышление, не уходя корнями в старину под лозунгом: «Меня так учили – значит, так правильно». Мир не стоит на месте. Он меняется вместе с нами, и мы меняемся вместе с ним. И уже совсем скоро наши дети смогут собрать плоды с посаженных или не посаженных нами сегодня деревьев.